Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний

Официальная статистика гласит, что основной причиной преждевременных смертей становится ишемическая болезнь сердца. Понизить смертность от этого заболевания на 50% способны профилактические мероприятия и только на 40% усовершенствование лечения.

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний

Профилактикой называют мероприятия, позволяющие предотвратить либо свести к минимуму развитие заболеваний сердца и сосудистой системы, а также связанную с ними инвалидность.

Все виды профилактических мероприятий можно разделить на 2 группы: первичные (немедикаментозные) и вторичные (медикаментозные). Первичная профилактика направлена на снижение факторов риска и предупреждение заболеваний. Цель вторичных профилактических мер – предотвращение рецидивов и осложнений у пациентов, страдающих сердечно-сосудистыми патологиями, снижение инвалидности и смертности, улучшение качества жизни. Вторичная профилактика подбирается и контролируется врачом.

Первичная профилактика предполагает соблюдение здорового образа жизни:

• Отказ от курения
  • Рациональное питание
  • Минимизация потребления соли
  • Избавление от избыточного веса
  • Контроль артериального давления
  • Поддержание физической активности
  • Ограничение приема спиртсодержащих напитков
  • Избегание стрессовых ситуаций

При выкуривании 5 сигарет в день риск умереть от сердечно-сосудистых заболеваний увеличивается на 40%. Для тех, кто ежедневно выкуривает пачку, он повышается на 400% – в 10 раз.

Негативное действие оказывает не только активное, но и пассивное курение. Поэтому следует избегать нахождения в одном помещении с курящими.

Следует придерживаться сбалансированного рациона – вводить в меню продукты, содержащие все необходимые организму витамины и минералы. Употреблять пищу следует 4-5 раз в день, но небольшими порциями.

Для предотвращения ССЗ важно соблюдать гипохолестериновую диету:

• ограничить потребление продуктов, богатых насыщенными жирами (жирной свинины, цельного молока, сливок, сливочного масла, маргарина);
  • увеличить содержание в рационе мяса с низким уровнем холестерина (крольчатины, индюшатины) и ненасыщенных жиров (подсолнечного, оливкового, рапсового, кукурузного масла), нежирной рыбы, овощей, фруктов и зелени.

Необходимо следить, чтобы общее содержание жиров в рационе составляло не больше 30%, а концентрация насыщенных жиров не превышала трети от всех употребляемых жиров.

Желательно обогатить рацион продуктами, насыщенными магнием и калием (гречкой, морской капустой, свеклой, кабачками, тыквой, абрикосами, изюмом).

Суточная доза не должна превышать 5 грамм. В то же время следует уменьшить употребление продуктов, в составе которых есть "скрытая соль" (колбасы, хлеба). Согласно результатам исследований, у людей, которые едят мало соли, риск инфаркта понижается на 25%.

Лишние килограммы увеличивают нагрузку на сердце, существенно повышают риск возникновения ИБС, тромбоза, тромбоэмболии, инсульта.

В норме индекс массы тела не должен превышать 24,9. Если он равняется 25-29,9, то говорят об избыточном весе. При индексе 30-34,9 диагностируют ожирение I степени, при 35-39,9 – ожирение II степени, а при 40 и более – ожирение III степени. Определить индекс тела можно по формуле: I = m/h2, где m – масса тела (в килограммах), h – рост (в метрах).

Повышенную опасность представляет ожирение по мужскому типу, при котором жировые запасы откладываются в области живота.

Целевое АД у пациентов 18-65 лет менее 130/80 мм.рт. ст., целевое АД у пациентов старше 65 лет менее 140/80 мм.рт.ст. Высокое артериальное давление повышает нагрузку на кровеносные сосуды, нарушая их целостность.

Необходимо не меньше 150 минут в неделю (5 дней по полчаса) давать организму аэробные кардионагрузки средней интенсивности (ходьба, езда на велосипеде, плавание), чтобы повысить выносливость сердца.

Алкоголь нарушает сердечный ритм, ухудшает питание миокарда и поступление к нему кислорода, повышает артериальное давление, способствует образованию кровяных сгустков. В результате развиваются аритмия, кардиомиопатия, гипертония, атеросклероз, тромбоз, ИБС.

Стрессы повышают уязвимость человека к сердечно-сосудистым заболеваниям.

Малейшие положительные изменения в образе жизни способны замедлить старение сердца и сосудов, укрепить здоровье и на 50% уменьшить риск смерти от ССЗ.

Запись на прием к врачу кардиологу

Для контроля состояния сердечно-сосудистой системы ВОЗ рекомендует приходить медосмотр (делать УЗИ сердца и ЭКГ, сдавать анализы) раз в 5 лет, а после достижения 50-летнего возраста – каждые 2 года.

При повышенном риске развития ССЗ желательно посещать кардиолога ежегодно. Даже один фактор риска в возрасте старше 60 лет увеличивает смертность в 3,5 раза, а наличие нескольких факторов – в 5-7 раз.

В группу риска входят:

• курильщики;
  • имеющие лишний вес;
  • ведущие малоподвижный образ жизни;
  • живущие в неблагоприятных экологических условиях;
  • пациенты с диагностированным сахарным диабетом и заболеваниями почек;
  • больные, страдающие от высокого давления и повышенного холестерина.

Отделение кардиологии медицинского центра MAJOR CLINIC (Москва) оснащено современным оборудованием последнего поколения, позволяющим выявлять патологии сосудов и отклонения в сердечной деятельности на начальной стадии развития. При лечении специалисты клиники используют инновационные методики и учитывают индивидуальные особенности пациента, что способствует успешному выздоровлению в кратчайшие сроки.